Жилье и инфраструктура |
|
Айслу Асан контент-специалист Everland, мама троих детей, инвалидность 1 группы по опорно-двигательному аппарату |
Ситуация с жильем и инфраструктурой жилых комплексов очень грустная. И если даже удобны ТРЦ, отели, магазины, человек на коляске все равно остается заложником собственной квартиры – с маленьким лифтом и лестницами. Только 2 балла. А я готова поменять свои 3 комнаты на 2 в доме с пандусом в подъезд, без ступенек до современного лифта, местом для парковки и удобным двором.
Выводы 1 этапа. Жилье и инфраструктура. Доступность 2 балла из 5
Оценка данной сферы происходила наиболее сложно. Вместе с тем именно доступная инфраструктура в широком смысле является ключевым аспектом не только доступности услуг в целом, но и адаптированности людей с инвалидностью в нашем обществе, возможности передвигаться, работать, учиться.
Несмотря на наличие регламентов, а также общепринятой мировой практике относительно универсального дизайна строители жилья, торговых центров, городской инфраструктуры не готовы учитывать эту категорию граждан – такой вывод был сделан экспертами DisQuestion по итогам первого этапа.
В рамках исследования эксперты DisQuestion разослали в пресс-службы участников рынка вопросы и попросили дать на них ответы. Обратную связь получить не удалось.
Вопросы, которые были направлены участникам рынка:
- как застройщики выполняют существующие СНИПы при строительстве жилых объектов и объектов общественной, социальной инфраструктуры, которые регламентируют доступность среды;
- готовы ли застройщики проводить экспертизу своих проектов с участием людей с инвалидностью (на этапе проектирования) с целью дальнейшей адаптации под реальные запросы уязвимых групп;
- какие меры позволят изменить отношение рынка к потребителям с особенностями и включить в обязательные условия при новой застройке строительство специализированных квартир для маломобильных граждан; требуется ли изменение стандартов или для выполнения этих условиях достаточно усилить контроль в отрасли;
- влияет и повлияет ли на стоимость жилой недвижимости строительство домов с выполнением всех существующих норм и условий по доступности среды;
- существует ли разница в качестве и оборудовании доступной среды в жилых кварталах бизнес и эконом-класса.
Мы надеемся, что в ходе второго и третьего этапов мы сможем получить больше информации, найти примеры действительно эффективных подходов.
Современные дома оборудованы доступными лифтами?
Ирина Гартвих
директор архитектурного бюро «ИнтерПроект», специализируется на создании проектов коммерческой инфраструктуры и жилых комплексов |
Мы проектируем во всех своих домах грузопассажирские лифты. Ведь помимо людей с ограниченными возможностями есть еще и бытовые ситуации, например, занести крупногабаритную мебель, технику. Ну, а в случае угрозы здоровью, в лифт должны поместиться и врачи с носилками.
Если же выход из лифта ведет на площадку первого этажа, а к двери подъезда — еще несколько ступенек, то в проекте предусмотрено строительство удобного пандуса или подъемника.
В настоящее время строительство таких пандусов
Мы проектируем во всех своих домах грузопассажирские лифты. Ведь помимо людей с ограниченными возможностями есть еще и бытовые ситуации, например, занести крупногабаритную мебель, технику. Ну, а в случае угрозы здоровью в лифт должны поместиться и врачи с носилками.
Если же выход из лифта ведет на площадку первого этажа, а к двери подъезда — еще несколько ступенек, в проекте предусмотрено строительство удобного пандуса или подъемника.
В настоящее время строительство таких пандусов — это норматив, который нельзя обойти даже по требованию заказчика. Иначе получить разрешение на строительство не получится. Лифты также проектируются в соответствии с нормами безбарьерного доступа.
Мария Хурамшина
директор по маркетингу и рекламе девелоперской компании «Тройка РЭД», специализирующейся на строительстве жилой недвижимости |
Сегодня практически во всех наших проектах есть грузопассажирские лифты. Кроме малоэтажной застройки — трехэтажных домов.
Класс жилья влияет на его доступность для людей с инвалидностью и ведет ли создание безбарьерной среды к удорожанию?
Ирина Гартвих
директор архитектурного бюро «ИнтерПроект», специализируется на создании проектов коммерческой инфраструктуры и жилых комплексов |
Класс жилья не важен, потому что нормативы везде одни. Здесь вопрос качества исполнения: если есть возможность вложить больше денег, можно поручни сделать красивыми, а пандусы - еще удобнее.
Создание безбарьерной среды - это обязанность девелопера и заложено в проект, поэтому само создание инфраструктуры не влияет на стоимость жилья, на него влияет качество материалов и исполнение работ в самом жилом комплексе.
Мария Хурамшина
директор по маркетингу и рекламе девелоперской компании «Тройка РЭД», специализирующейся на строительстве жилой недвижимости |
Совершенно не обязательно степень приспособленности общедомового пространства для инвалидов зависит от класса дома. Все зависит от уровня социальной ответственности девелопера. В частности, наша компания в своих проектах бизнес и комфорт-класса проектирует входы на уровне земли, причем как в жилых комплексах и коммерческих площадях. Таким образом, становится легче не только людям на инвалидных креслах, но и мамочкам с колясками и пожилым людям. Мы полностью отказались от тяжелых металлических дверей — везде двери из легких материалов. Проектируем просторные входные группы, с высокими потолками и остеклением. При этом в проектах стандартного класса мы от этой идеи не отказываемся. Вход в подъезды делаем или на уровне земли или обязательно оснащаем пандусом. Входные группы оборудуем колясочными. В проекте бизнес-класса часть домов оснащена автоматическими подъёмниками, в других домах - подъезды на уровне земли.
При грамотном проектировании, создание безбарьерной среды не делает проект дороже. Пандусы, просторные входные группы, подъезды на уровне земли, колясочные – все это делает жилой комплекс только привлекательнее для покупателей, это нужно и самому девелоперу.
Тестируют ли инвалиды проекты девелоперов на доступность и можно ли изменить проект и инфраструктуру с учетом доступной среды на этапе строительства?
Наталия Овчинникова
независимый журналист, инвалидность 3 группы по опорно-двигательному аппарату |
Опрошенные девелоперы рассказали, что подобных тестов они не проводят, но назвали идею хорошей. Посмотрим, возможно, у кого-то слова не разойдутся с делом, и кто-то станет все-таки первопроходцем.
Андрей Хохлушин
руководитель отдела по работе с гражданскими инициативами ЖК «Мечта» |
Дело в том, что строительство начинается после того, как выдается соответствующее разрешение. Выдаче разрешения предшествует этап экспертизы проекта, разрешение выдаётся именно на конкретный проект. Соответственно, после начала строительства внесение изменений в проект теоретически возможно, но практически не имеет шансов, так как повлечёт за собой отзыв разрешения и повторную экспертизу проекта. Так обычно не делают.
Какие требования по созданию безбарьерной среды обязаны соблюдать девелоперы?
Андрей Хохлушин
руководитель отдела по работе с гражданскими инициативами ЖК «Мечта» |
С 2011 года в России действует государственная программа «Доступная среда» (продлена до 2020-го года). Документ касается различных сфер жизни, в том числе регламентирует необходимость обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к различным объектам, включая жилые дома.
Основным законом, определяющим сейчас доступность жилья для лиц с ограниченными возможностями, является Федеральный закон 419-ФЗ, вступивший в силу 1-го января 2016 года. Этот закон принят в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов.
На основе его правительство выпустило ряд постановлений, в том числе и постановление 649, которое определяет правила организации доступа в жилые дома, где может проживать инвалид. В различных регионах также действуют свои региональные законы. В частности, в Москве и Московской области инвалиды имеют право на бесплатную установку пандуса.
На настоящий момент пандус в подъезде — обязательный элемент нового многоквартирного дома, без него дом не может быть сдан госкомиссии.
Куда и в какое жилье переселяют людей с инвалидностью по программе реновации в Москве?
Андрей Хохлушин
руководитель отдела по работе с гражданскими инициативами ЖК «Мечта» |
При переселении инвалидов по программе реновации предусмотрено выделение им квартир на нижних этажах домов, расширенные дверные проёмы и коридоры. Также инвалидам отводится не менее 10% от общего числа парковочных мест для бесплатной парковки.
Почему наши дома непригодны для жизни людей с инвалидностью и можно ли старые дома сделать более доступными?
Айслу Асан
контент-специалист Everland, мама троих детей, инвалидность 1 группы по опорно-двигательному аппарату |
Самая большая проблема для людей на коляске — выйти из своей квартиры. Лифты в старых домах имеют узкий дверной проем. Даже коляска с шириной сиденья 38 см с трудом входит в лифт, иногда приходится снимать подставки под ногами, чтобы дверь за тобой закрылась.
Когда выходишь из лифта, перед тобой еще одно препятствие — ступени до двери подъезда. И тут у колясочников свои трюки - сопровождающий наклоняет коляску назад, чтобы приподнять передние колеса и спускаться по ступеням на задних. Если ступени высокие, то придется жестко прыгать на коляске. Важно, чтобы сопровождающий мог удержать коляску, чтобы ее не понесло вниз.
Следующее препятствие — дверь подъезда, которую кто-то должен держать открытой, либо ее нужно как-то закреплять, чтобы она не захлопнулась.
Выйдя из подъезда, должен спуститься по ступенькам крыльца, перед которыми довольно часто стоит машина соседа. И тебе на коляске просто нет места.
Попасть на детскую площадку, где играет твой ребенок, тоже невозможно — она отделена от дороги во дворе высоким бордюром.
А для инвалидов, которые сами водят машину, не всегда есть свободная автостоянка. Поэтому зачастую приходится парковаться, где придется. И, конечно, ямы и неровности, в которые попадаешь, если их невозможно объехать, становятся настоящей полосой препятствий.
Идеальный дом и двор — это:
- современные грузопассажирские лифты
- отсутствие ступеней от лифта до подъездной двери или установленный подъемник
- дверь, которую можно зафиксировать в открытом положении
- пологий вход перед подъездом
- отсутствие припаркованных перед подъездом автомобилей
- место для парковки человека с инвалидностью со специальным дорожным знаком — рядом с подъездом и в расчете, что человек сможет легко пересесть из машины в коляску, а потом доехать до подъезда
- беспрепятственный въезд на детскую площадку, с дорожкой для передвижения и возможностью маневрирования
ровные дорожки — асфальтированные или покрытые брусчаткой
Сергей Парахин
преподаватель Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих, инвалидность 1 группы по зрению |
Начнем со дворов: первая трудность — это их банальная неухоженность: ямы, лужи, разрушенные бордюры, отсутствие ограждений вдоль подъездов, беспорядочно припаркованные машины. Пока эти проблемы не решены, все разговоры о тактильной плитке бессмысленны. Что касается самого дома, то крыльцо у подъезда зачастую очень высокое, сколотые ступени представляют реальную опасность для слабовидящего.
У современных домофонов клавиатура почти сенсорная, а стало быть, почти недоступна для незрячего. Именно поэтому предпочтителен старый вариант кнопочной клавиатуры с помеченной пятеркой. Внутри подъездов, особенно в старых домах, в районе первых этажей отсутствуют перила.
Было бы очень удобно, если бы в лифтах было голосовое сопровождение, озвучивающее пассажиру, на какой этаж он приехал. Это пригодилось бы и людям без инвалидности.
Ирина Гартвих
директор архитектурного бюро «ИнтерПроект», специализируется на создании проектов коммерческой инфраструктуры и жилых комплексов |
Не все дома можно сделать удобными для инвалидов. У части домов очень высокие крыльца, и чтобы сделать пандус по всем нормативам, пришлось бы выводить его на проезжую часть, но это небезопасно. В некоторых домах старого типа попасть в лифт можно, только поднявшись по ступенькам, – там физически невозможно организовать пандусы из-за сложного угла лестницы и ее маленькой ширины.
Даже там, где благодаря новым новым технологиям пандусы сделать можно, в большинстве случаев, это будет «для галочки» и это нельзя назвать «безбарьерной средой». Еще есть специальные подъемники, но это устройство стоит порядка 1 миллиона рублей на один этаж + еще нужно место для установки, такая технология подойдет, например, аптекам и магазинам с крыльцом.
Вячеслав Егоров
юрист, инвалидность 1 группы по диагнозу ДЦП |
Когда мы покупали квартиру, то специально искали ТОЛЬКО на первом этаже, чтобы я мог самостоятельно выезжать на электроколяске. Администрация города Новомосковск и Партия «Единая Россия» (ее тульские руководители одновременно являются и руководителями тульского ОАО «Газпром») обещали помочь с пристройкой балкона со съездом на улицу (в подъезде все-таки есть три ступеньки до квартиры). Для чего нужен такой балкон? Во-первых, сейчас моя электроколяска стоит в подъезде под лестницей. Есть риск, что мышь, крыса или кошка перегрызут какой-нибудь провод и я останусь без коляски. Изолировать провода и кабели невозможно.
Во-вторых, на балкон я могу выйти сам, сесть в коляску и поехать на улицу, не напрягая супругу. А так жене приходится сначала откидывать откидной пандус, помогать мне спуститься по нему, сажать на скамейку, поднимать пандус, вывозить тяжелейшую электроколяску на улицу, и только тогда я сажусь в нее. По возвращении супруга проделывает все заново, только в обратном порядке.
Всю зиму 2016-2017 года администрация города составляла смету, которую передали в «Газпром». Но «Газпром» одобрил 100 000 рублей, а по смете сумма составляет 552 630.50 рублей.
Я обратился в министерство труда и соцзащиты Тульской области, где мне посоветовали обратиться в благотворительный фонд «География добра» в Костроме.
Благотворительный фонд увеличил сумму сбора до 663 150 рублей с учетом организационных затрат фонда. Однако за год сбора (с 24 апреля 2017 года) собрано ВСЕГО 18 204 рубля. Я писал и губернатору Тульской области, и Президенту РФ В.В.Путину, и депутатам Госдумы, и в Общероссийский народный фронт, и Уполномоченному по правам человека при Президенте РФ Татьяне Москальковой. Обращения к Президенту возвращаются в итоге к главе МО Новомосковск Вадиму Жерздеву, а от него ― ответы с отпиской.
Летом 2017 года я был на личном приеме у главы администрации города. Он сказал, что нет средств, мое дело находится на контроле у губернатора, что в Тульской области нет закона о создании комиссии по обследованию жилья и признания его непригодным для проживания в нем инвалида.
Квартиру мы покупали в ипотеку. Сколько нам дали денег, на столько мы и смогли купить, добавив материнский капитал. Мы бы с удовольствием переехали в адаптированное жилье. В фонде ипотечного кредитования нам сказали, что пока ипотека не погашена, мы не имеем права ничего делать с квартирой.
В феврале 2018 года все-таки была создана комиссия по обследованию жилья на предмет непригодности для проживания инвалида, пришли из администрации, все измерили, все осмотрели. Результаты неизвестны нам до сих пор.
Что делать, если у подъезда многоквартирного дома нет пандуса, и как колясочнику добиться изменения инфраструктуры?
Вячеслав Егоров
юрист, инвалидность 1 группы по диагнозу ДЦПю |
Согласно ст. 36 Жилищного кодекса РФ, межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры подпадают под понятие общедомового имущества и для любого действия с ним нужно решение собственников. Поэтому, чтобы установить пандус, владельцу квартиры нужно созвать общее собрание, которое будет правомочным, если в нем примут участие собственники или их представители, обладающие более 50% от общего числа голосов, а в жилищном кооперативе — если на собрании присутствуют более 50% членов кооператива (ч. 2 ст. 45, ч. 1 ст. 117, ч. 1.1 ст. 146 ЖК РФ). При этом «за» установку пандуса должно проголосовать не менее ⅔ жильцов в доме.
Далее вам необходимо подготовить заявление на имя руководителя управляющей организации с просьбой установить пандус и с указанием подъезда, где это необходимо сделать. К заявлению приложите копию протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Копию данного заявления желательно также направить в районную управу на имя главы районной управы или главы местной администрации.
Не нужно бояться решать проблемы. Касаются ли они установки пандуса или обустройства дорожек возле вашего дома. Хочу привести пример из собственной жизни в Туле. Недалеко от дома был «Автосупермаркет» с очень крутым подъемом на пешеходной дорожке. Коляска не ехала вверх. В итоге и сам «Автосупермаркет», и дорожку к нему приходилось объезжать по проезжей части. Когда мы обратились к руководству магазина с просьбой сделать подъем более пологим, нам ответили, что земля под магазином принадлежит городу и все вопросы нужно адресовать городской администрации.
В администрации, в свою очередь, ответили, что собственниками земли под «Автосупермаркетом» являются владельцы магазина. Только после обращения в СМИ и проблемных сюжетов, буквально на следующий день руководство «Автосупермаркет» приняло меры и подъем на пешеходную дорожку сделали пологим. Нам они заявили, что решение сделать подъем доступным для инвалидов и мам с колясками было принято на собрании руководства магазина.
На самом деле, собственникам «Автосупермаркета» грозил штраф за создание недоступной среды. За благоустройство прилегающей к магазинам и аптекам территории отвечают собственники заведений, поэтому для устранения недостатков нужно обращаться непосредственно к владельцам. А в случае, если магазин или аптека принадлежат городу, ― в администрацию города.
В то же время в рамках границ придомовой территории и общедомового имущества все вопросы решаются на собрании собственников, отметили в управляющей компании ООО «НЖК Новомосковск». За рамками придомовой территории и общедомового имущества ― исполнительными органами власти. В частности, в Москве эти вопросы решаются на уровне управ районов и префектур округов.
Андрей Хохлушин
руководитель отдела по работе с гражданскими инициативами ЖК «Мечта» |
В случае, если в доме живёт человек с инвалидностью, должны соблюдаться требования Федерального закона 419-ФЗ и детализирующее его постановление 649. Это касается пандусов, требований к покрытию прилегающей к подъезду территории, порогов. Управляющая компания должна следить за этим, поддерживать пандусы в рабочем состоянии, особенно это касается пандусов откидных.
Если в дом переехал человек с инвалидностью и попросил установить ему пандус, сначала он обращается в органы муниципальной власти с просьбой об установке пандуса и переоборудовании подъезда в соответствии с правилами, закрепленными постановлением 649. Если комиссия принимает такое решение, это технически возможно и экономически целесообразно, то это может быть сделано управляющей компанией за счёт районного бюджета.