Мы хотим, чтобы люди с инвалидностью могли пользоваться услугами нормально.

Как любой человек.

DisQuestion

Кафе и рестораны

Вячеслав Егоров
юрист, инвалидность 1 группы по ДЦП

Сейчас очень большой выбор кафе и ресторанов. Для человека на коляске важен адаптированный вход и столы, за которыми удобно сидеть. И только потом ― меню с ценами. Как правило, подобрав удобное кафе, не сильно ищешь другое и становишься постоянным клиентом. В целом сотрудники этих заведений всегда дружелюбны и готовы помочь. Ставлю твердые 4 балла.

Выводы 1 этапа. Кафе и рестораны. Доступность 4 балла из 5

Ввиду большого выбора и разнообразия аспектов работы участников данной сферы, экспертами принято решение в рамках первого этапа не оценивать отдельные организации

Критично влияющими на доступность факторами были названы:

  • Доступность оффлайн-инфраструктуры
  • Внутренняя политика и обучение персонала
  • Комплексность и системность подходов к работе с данной категорией клиентов

Дополнительными критериями, которые не влияют критично на доступность услуги, но являются важными, стали:

  • Доступность онлайн-инфраструктуры – сайт, мобильное приложение
  • Наличие дистанционных и специализированных услуг
  • Наличие и адаптированность специальных тарифов и предложений

При оценке сферы большинство экспертов высказалась за личное посещение кафе и ресторанов. И ключевым фактором стала адаптированность инфраструктуры для посетителей с проблемами передвижения, в том числе тех, кто использует инвалидные коляски – возможность попасть в ресторан, подъехать и разместиться за столиком, посетить туалетную комнату.

Для остальных категорий потребителей с инвалидностью важным было названо умение персонала общаться и понимание, как правильно помочь, отсутствие страха и готовность пойти навстречу в учете индивидуальных потребностей, например, дать посетителям со слепотой более глубокую тарелку.

Особенностью при опросе участников данной сферы услуг стало осторожное отношение в целом к посетителям с инвалидностью. Остается проблема в восприятии инвалидности как фактора, который может помешать другим гостям, быть неприятным, портить настроение.

Какие сложности возникают у людей на коляске при посещении кафе и ресторанов?

Айслу Асан

контент-специалист Everland, мама троих детей, инвалидность 1 группы по опорно-двигательному аппарату

Как и везде, в кафе и ресторанах главная трудность для человека на коляске ― это ступеньки на входе и узкая дверь. А потом не всегда удобные столы, под которые нельзя подъехать, потому что подлокотники коляски упираются в опору стола. Или, что еще хуже, стол имеет ножки посередине ― и тогда передние колеса, упираясь, не позволяют подъехать к столу близко. В караоке-барах есть такая проблема, как диваны и низкие столики. И если диван еще можно подвинуть, то есть за низким столом очень неудобно. А петь с друзьями, простите, тоже хочется. При выборе кафе и ресторанов я больше ориентируюсь именно на столы. Потому что зайти в помещение мне еще как-то помогут. А вот есть за неудобным столом очень и очень некомфортно.

Ну и туалеты - было бы хорошо, чтобы хотя бы один туалет был не очень маленький по площади, чтобы туда можно было войти на коляске. Это касается не только площади санузла, но и дверного проема и подъезда к нему. Такой туалет будет удобен и курпулентным посетителям в том числе.

Как общаться с человеком с глухотой при посещении кафе или ресторана?

Яна Марышева, дизайнер Яна Марышева

дизайнер Everland, инвалидность 3 группы по слуху

Единственная сложность для глухого человека в кафе и ресторане, конечно же, коммуникация. Приходя в кафе, я пишу на телефон и показываю официанту, чтобы он понял, что я не слышу и не смогу говорить. Люди разные ― кто-то реагирует нормально, кто-то сразу теряется. Бывает, что начинают кричать в ухо. Я неплохо читаю по губам, но тоже все индивидуально. Если есть понимание, то все хорошо. Если нет, то лучше общаться письменно - на бумаге или в телефоне. Ни в коем случае не делайте вид, что поняли, если вы не поняли.

Лучше переспросите, чтобы потом не пришлось выяснять, кто виноват, что принесли не те блюда и напитки, и почему такой счет.

С какими трудностями сталкивается незрячий человек при посещении ресторана?

Сергей Парахин

преподаватель Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих, инвалидность 1 группы по зрению

Основная проблема — невозможность прочитать меню. Когда перед ресторанными сетями встал вопрос о необходимости обзавестись меню, написанным шрифтом Брайля, эксперты не смогли признать, что это решение будет востребовано. К сожалению, далеко не все незрячие владеют Брайлем, а самое главное лишь самая малая часть из них (примерно 10%) передвигается без сопровождения. Остальные, как правило, со зрячим сопровождающим. Так что пока в большинстве случаев в кафе и ресторанах всё по-старинке — сопровождающего или официанта просят озвучить меню.

Наверное, именно поэтому меню, написанное шрифтом Брайля, практически нигде не найти. Более того, в популярных кофейнях «Кофе Хауз» и «Кофемания» о подобных вещах ничего не знают. В «Шоколаднице» единичные экземпляры представлены были, но распространения эта идея не получила. И многое зависит от города, где находится кафе. Даже если речь идет об одной сети. К примеру, в Сергиевом Посаде в «Шоколаднице» вопрос о наличии меню на Брайле привел сотрудницу в замешательство. Ничего не знаем о подобном  — самый распространенный комментарий официантов и менеджеров общепита. Самым популярным аргументом при этом остается утверждение о низкой востребованности меню на Брайле.

Приятным исключением среди предприятий фастфуда является «Макдональдс». Меню, написанное шрифтом Брайля, распространяется по всем ресторанам сети. Это несложно проверить. В первом же «Макдональдс» в Сергиевом Посаде удалось получить меню на Брайле. Правда, на мой взгляд, оно могло бы быть написано более разборчиво, но здесь важен сам факт его наличия.

В сети Burger King никаких специализированных меню нет, зато мобильное приложение вполне доступно для слабовидящих. Можно прочитать, сделать заказ, узнать, где находится ближайший ресторан и т.д.

Необходимо отметить, что при посещении кафе и ресторанов почти все зависит от коммуникативных способностей незрячего. Он может попросить удобную для него глубокую посуду, дополнительную салфетку. Когда незрячий человек впервые посещает какой-либо ресторан или кафе, для сотрудников заведения это, как правило, нестандартная ситуация, и в результате — стресс. Как раз здесь важно, чтобы незрячий человек чётко сформулировал свою просьбу. Если первое посещение прошло без накладок, то второй визит незрячего будет уже рядовым событием. Например, в моем родном Сергиевом Посаде все знают кафе «Брынза». Очень приличное заведение, в котором привыкли к посещению людей с инвалидностью, и сервис на высоком уровне.  

Наши партнёры