Мы хотим, чтобы люди с инвалидностью могли пользоваться услугами нормально.

Как любой человек.

DisQuestion

Туризм

Вячеслав Егоров
юрист, инвалидность 1 группы по диагнозу ДЦП

Оценки в 4 балла из 5 по шкале доступности для людей с инвалидностью заслужили многие российские гостиницы. До 5 баллов многим отелям остается только «додумать» детали. Мы посмотрели, на каком пляже может искупаться человек с инвалидностью, насколько доступны вокзалы, как адаптируются музеи. Конечно, мы акцентировали внимание на хорошем и учитывали, что многое в сфере туризма только сейчас делается. Но те, кто пытается создавать условия путешественникам с инвалидностью, уже заслуживают твердые 4 балла.

Выводы 1 этапа. Туризм. Доступность 4 балла из 5

Сфера туризм состоит из различных ниш и направлений. При оценке в рамках первого этапа исследования экспертами были выделены следующие важные направления:

  • Междугороднее железнодорожное сообщение и вокзалы
  • Отели
  • Пляжи

Комплексная оценка доступности аэропортов не производилась, поскольку на сегодняшний день они хорошо адаптированы для данной категории потребителей – действуют международные стандарты. Тем не менее, были выявлены проблемы доступности услуг авиаперевозчиков для людей с глухотой: в аэропортах преимущественно используются способы звукового оповещения пассажиров, что делает невозможным оперативное и качественное получение информации потребителями с проблемами слуха. И здесь важной является рекомендация потребителям – обращаться в соответствующие службы аэропортов и уведомлять о своих ограничениях, чтобы получать необходимую помощь и сопровождение.

При оценке доступности железнодорожных вокзалов ключевыми критериями стали:

  • Доступность оффлайн-инфраструктуры
  • Внутренняя политика и обучение персонала
  • Комплексность и системность подходов к работе с данной категорией клиентов
  • Дополнительными факторами были названы
  • Доступность онлайн-инфраструктуры
  • Наличие дистанционных и специализированных услуг
  • Наличие и адаптированность специальных тарифов и предложений

При оценке гостиниц экспертами были выбраны следующие сети отелей: Cosmos Group, Park Inn, Amaks, Novotel, Holiday Inn.

Важными критериями доступности стали

  • Доступность оффлайн-инфраструктуры
  • Внутренняя политика и обучение персонала
  • Комплексность и системность подходов к работе с данной категорией клиентов
  • Дополнительными критериями были названы:
  • Доступность онлайн-инфраструктуры – сайт, мобильное приложение
  • Наличие дистанционных и специализированных услуг
  • Наличие и адаптированность специальных тарифов и предложений

Вопрос адаптированности пляжей и возможности пляжного отдыха был также отмечен экспертами.

Ниже представлены морские пляжи, на которых отдыхающие с инвалидность смогут воспользоваться инфраструктурой без проблем и получить помощь


Отдельным аспектом исследования в этой части стала доступность музеев. Совместно с партнером исследования проектом «Инклюзивный музей», который реализуется ICOM Россия и проектом «Колесо обозрения» при поддержке БФ Сбербанка «Вклад в будущее», наша команда разработала памятки и рекомендации, которые позволят сделать музеи и другие культурные объекты доступными для разных категорий посетителей, а также повысят туристический потенциал регионов.

С какими трудностями сталкиваются слабослышащие люди в путешествиях?

Яна Марышева, дизайнер Яна Марышева

дизайнер Everland, инвалидность 3 группы по слуху

Мне пришлось столкнуться с проблемами в аэропорту и в самолете. Информация в аэропортах в основном озвучивается. Что-то выводитсяа на табло. Но не всегда вовремя и бывают неточности. В самолетах все проговаривается голосом. Так я однажды не услышала, что самолет совершает аварийную посадку. И поняла это только, когда все начали выходить.

А моя знакомая просто отстала от своего рейса, потому что не услышала объявление о вылете раньше на полчаса. Поэтому я всегда сразу обращаюсь на стойку для инвалидов в аэропорту. Тогда сотрудники помогут пройти регистрацию, проводят на рейс и предупредят стюардесс о том, что в самолете летит глухой пассажир.

Какие скидки помогут инвалидам путешествовать?

Вячеслав Егоров

юрист, инвалидность 1 группы по диагнозу ДЦП

До 2005 года по статье 30 закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предоставлялись 50% скидки на проезд в транспорте для инвалидов, то теперь законодательство изменилось и была проведена монетизация льгот, а скидки для различных категорий инвалидов на проезд якобы компенсируются ежемесячными денежными выплатами (ЕДВ), в состав которых входит соцпакет.

Соцпакет включает в себя:
- обеспечение по рецептам врача необходимыми лекарственными препаратами;
- предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;
- бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Говоря о льготах на проезд для инвалидов, может быть интересен последний пункт соцпакета. Скидки для инвалидов (в случае необходимости лечения) могут предоставляться на проезд к месту, где это лечение проводится. Рассчитывать на перечисленные льготы инвалиды могут лишь при полностью оформленном соцпакете.

Также необходимо узнавать подробности в отделении пенсионного фонда, где как минимум нужно получить справку, что на инвалида оформлен набор социальных услуг, и он от него не отказался.

Следует учитывать и то, что условия по льготным билетам для инвалидов могут различаться в разных частях России.

Современные гостиницы какой сети удобнее всего для людей с инвалидностью?

Айслу Асан

контент-специалист Everland, мама троих детей, инвалидность 1 группы по опорно-двигательному аппарату

Анализировала сети отелей уровня 4 звезды ― Park Inn, Amaks, Holiday Inn, Novotel, Сosmos Group. Как в Москве, так и в регионах ― брала Астрахань, Белгород, Самару.

Выяснила, что большинство современных отелей имеют номера для инвалидов на коляске, беспрепятственный вход в здание, широкие или автоматические двери, лифт нужных размеров, широкие коридоры, удобный вход в ресторан, персонал ресторана готов помочь вам со шведским столом, а территории, которые относятся к отелю, доступны для прогулок.

При этом в адаптированности нет большой разницы между столицей и регионами. Просто некоторые сети в Москве, например, Novotel, имеют по 6-7 номеров для инвалидов. А в регионах максимум 3, но чаще ― 2 номера.

Номера в большинстве своем стандартны в обслуживании и размерах. Там двуспальные кровати с высотой, удобной для пересаживания с коляски. Есть кнопки вызова персонала. Выключатели на удобной высоте. И почти нигде нет балконов. Ширина двери в ванную с туалетом позволяет проехать на коляске и развернуться. Низкие унитазы, есть поручни.

Хотелось бы отдельно сказать о душевых. Они бывают двух видов, когда под душ можно заехать на своей коляске, и когда установлен специальный откидной стульчик для пересаживания. И здесь важны индивидуальные особенности клиента  — может ли он пересесть на этот стул и удержаться в нем, или ему удобно мыться сидя в своей коляске. Но люди часто путешествуют на электрических колясках. И тогда, получается, им нужно возить с собой комнатную коляску. Будет хорошо, если такую будет предоставлять отель. Для меня хороший вариант — обычная ванна, куда я могу пересесть с помощником. Так что для отеля здорово было бы иметь номера с разными вариантами ванной комнаты для людей на колясках.

Как человек на коляске, который останавливался в отелях уровня 4 и 5 звезд, могу сказать, что бронировать номер для инвалидов не принципиально.  Дизайн современных отелей позволяет комфортно в них находиться. Но при бронировании номера в любом отеле всегда нужно уточнять на ресепшн доступность и удобства, так как не все, что заявлено на сайтах, может быть правдой.

Оценки в 4 балла по шкале доступности для инвалидов-колясочников заслуживает каждая сеть гостиниц. До 5-и каждой остается только «додумать» детали.

Сергей Парахин

преподаватель Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих, инвалидность 1 группы по зрению

Лучше всего для незрячих оборудована российская сеть Cosmos Group. Есть все, что нужно: тактильные обозначения перед спусками с лестниц, голосовое обозначение этажей в лифтах, электронный замок открывается при поднесении к нему ключа, не надо мучиться с поиском стороны и отметки. А самое главное — представители отеля готовы идти навстречу клиентам с особыми потребностями во всем. Доступность 5 баллов.

Немного другая картина в отеле Amaks. Тактильных меток перед спусками, правда, здесь нет, зато есть лифт с голосовым обозначением этажей. А для открытия двери в номер, электронный ключ достаточно просто поднести к замку. Ну, и немаловажный фактор – благожелательность персонала, готовность принимать у себя людей с инвалидностью, что чувствуется во время общения. Сети Amaks 4 балла.

В сети Novotel типичная проблема с электронным ключом невозможно определить, какой стороной его вставлять. Тактильное обозначение спусков здесь отсутствует, но голосовое обозначение этажей есть. Доступность  — 3 балла.

На 3 балла можно оценить и сети Park Inn. Нет тактильного обозначения спусков, нет голосового сопровождения в лифте, но на электронном ключе есть тактильная метка.

Если говорить об отелях Holiday Inn, то ситуация с доступностью здесь оставляет желать лучшего. Тактильных обозначений спусков нет, лифты не оборудованы ни голосовым сопровождением, ни какими-либо метками на кнопках, указывающих этажи. Электронные ключи также стандартные, без меток. Персонал в разговоре со мной заявляет прямо: «Незрячим, проживающим у нас, лучше быть с сопровождающим». Доступность 2 балла.

Оценивались отели в Москве.


Наталия Овчинникова

независимый журналист, инвалидность 3 группы по опорно-двигательному аппарату

Специальной инфраструктуры для глухих в отелях не предусматривают. Ни в одной из проанализированных сетей - Cosmos Group, Amaks, Park Inn, Holiday Inn и Novotel ― нет сотрудников, владеющих сурдопереводом. Все вопросы решаются письменно, на ресепшн можно договориться, чтобы по звонку из номера с молчанием в трубке сотрудник сразу пришел помочь. В Holiday Inn человек с глухотой может вызвать помощь к себе в номер специальной веревочкой в ванной комнате, возле ванной или душа, но это касается только специальных «инвалидных» номеров.

С какими трудностями сталкиваются люди с инвалидностью при посещении музеев? И как изменить эту ситуацию?

Динара Халикова

директор по проектам ИКОМ России, координатор социально-образовательного проекта «Инклюзивный музей»

Люди с разными формами инвалидности могут столкнуться с разными барьерами в музее. С физическими: отсутствие пандусов, поручней, места для отдыха. Причем иногда что-то из этого сделано, но не соответствует стандартам и здравому смыслу. Трудности могут быть связаны с доступностью информации, культурных продуктов и услуг, образовательных материалов и программ. Для того, чтобы быть открытым и дружелюбным для человека с инвалидностью, музей должен говорить с ним на одном языке. При этом, создавая условия для людей с инвалидностью, музей становится более привлекательным для всех.

Самая острая проблема, с которой сталкиваются люди с инвалидностью ― это отношение окружающих. К сожалению, многие музейные сотрудники не умеют общаться с людьми с инвалидностью, а из-за этого испытывают страх, чувство неловкости и непонимание. Но ситуация постепенно меняется. Для этого, в частности, создан наш проект «Инклюзивный музей», который помогает музейным работникам со всей страны научиться корректно взаимодействовать с разными посетителями.

Сегодня крайне важен диалог и поиск совместных решений. Если человек с инвалидностью планирует посетить музей, лучше заранее связаться по телефону или почте. Это позволит сотрудникам подготовиться. Например, если музей является мемориальным памятником, где нельзя установить пандусы, то человеку на коляске помогут преодолеть ступеньки. Конечно, решения должны быть не формальными, а учитывать реальную жизнь.

Айслу Асан

контент-специалист Everland, мама троих детей, инвалидность 1 группы по опорно-двигательному аппарату

Мы хотели составить рейтинг приспособленных музеев. Но поняли, что лучше этого не делать. Какие-то музеи делают экспозиции, адаптированные для незрячих посетителей, другие имеют хорошую доступность для людей на коляске. Мы не можем проверить каждый регион и понимаем, что усилиями энтузиастов можно создать комфортную среду в школьном музее, и не сделать этого в крупной государственной галерее. Поэтому мы даем рекомендации, составленные вместе с всероссийским проектом «Инклюзивный музей». Если вы знаете по своему опыту об интересных программах для людей с инвалидностью в музеях ― поделитесь ими!


Почему человеку с инвалидностью трудно просто отдохнуть на пляже?

Айслу Асан

контент-специалист Everland, мама троих детей, инвалидность 1 группы по опорно-двигательному аппарату

Доступность пляжей для человека на коляске (при условии, конечно, что вы уже добрались на побережье) — это очень много всего. Наш пляжный отдых весьма затруднен отсутствием дорожек к морю и, соответственно, проблемами с купанием. Шезлонги и лежаки должны быть удобны по высоте для пересаживания и быть устойчивыми, не опрокидываться при пересадке с коляски. Оборудованные поручнями туалеты должны позволять разворот коляски, а кабинки для переодевания иметь кушетки.

Из-за отсутствия дорожек к морю толкать коляску по песку или гальке сопровождающему очень трудно. Но если вы с посторонней помощью как-то и доберетесь до моря, то останется задача в него погрузиться. Один из вариантов попасть в воду — надеть на себя резиновый круг. Но человека с параличом волнами будет быстро уносить далеко от берега, а это, поверьте, вызывает страх и дискомфорт.

Вот пляжи, где человек на коляске сможет отдохнуть с комфортом.

Парк «Ривьера», Сочи

Лучше всего принимать туристов на коляске готов Сочи, поскольку там проходили Паралимпийские игры. Безбарьерная среда здесь создана по международным стандартам. Есть съезды с тротуаров, пандусы, специальные автобусы для перевозок людей на колясках. Здесь работает знаменитая «Ривьера» с колясками-вездеходами, позволяющими легко затянуть человека в воду и обратно, и комфортно пребывать в воде. А еще здесь организована работа волонтеров.

Центр реабилитации «Кристалл», Анапа, Краснодарский край

Здесь есть специальная дорожка для передвижения на коляске, пандус, раздевалка и адаптированные лежаки с подушками. Отдыхающим выдается специализированная коляска для погружения в море.

Центральный городской пляж, Анапа, Краснодарский край

Здесь также создали комфортную для людей на коляске зону. Есть удобная для передвижения дорожка к морю, раздевалка и специальный персонал, наблюдающий за отдыхающими.

Пляж «Малая бухта», Анапа, Краснодарский край

Здесь галечный пляж. Продуманы передвижение, раздевалка. Плюс есть специальный лифт для спуска с высоты.

Центр профессиональной реабилитации инвалидов, Евпатория, республика Крым

В Евпатории — самый большой специальный пляж для людей с инвалидностью на 300 человек. Лежаки, дорожки, съезды в воду, навесы и даже мойка для ног, питьевые фонтанчики удобны для людей на коляске. Есть специальные плавательные средства — вездеходы, которые могут перемещаться по песку и удобны для погружения в воду.

База отдыха «Прибой», Саки, республика Крым

Здесь залили цементные дорожки к морю и обшили их деревом. Есть деревянные беседки, раздевалки, душевые, сенсорные устройства для мытья ног и питьевые краны. Предоставляются коляски-вездеходы, и работают волонтеры. Организовано дежурство спасателей и медперсонала. База отдыха частная. Но вход на пляж для людей с инвалидностью бесплатный.

Муниципальный пляж, Ейск, Краснодарский край

На многих городских пляжах уложили дорожки из плитки прямо до воды. Оборудованы пандусы и туалеты, установлена кабинка для переодевания, есть специальная коляска-вездеход для купания.

Сергей Парахин

преподаватель Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих, инвалидность 1 группы по зрению

Доступных пляжей для незрячих немного, и все они, как правило, находятся при санаториях. Самый яркий пример — это пляж при санатории Всероссийского общества слепых «Солнечный берег» в Геленджике. Удобный спуск, тактильные дорожки, по натянутым канатам в море можно сориентироваться куда плыть. Доступность этого пляжа для незрячих можно оценить практически на 5 баллов. Главное, чтобы общество слепых не утратило этот санаторий.

Пара неплохих пляжей находится в Евпатории, в Крыму. Один из них — пляж при базе отдыха «Прибой» в городе Саки. Правда, оборудован он для колясочников, но именно это оказывается преимуществом и для незрячих. Никаких тактильных дорожек тут нет, но спуск пологий, глубина моря увеличивается постепенно, по краям купальной зоны натянуты канаты, позволяющие сориентироваться, куда плыть. Доступность на 4.

Еще один пляж находится в центре паралимпийского резерва в посёлке Заозёрное. Каких-то особых условий здесь не создано. Но есть плюсы, которые делают его доступным: до пляжа очень удобно добираться, спуск пологий, глубина моря увеличивается постепенно, есть волонтёры, к которым можно обратиться за помощью. Доступность ― средняя, между 3 и 4.

Отдельно хочется сказать об инициативе незрячих активистов общества слепых латвийского города Лиепая. В своём родном городе совместно с муниципалитетом они оборудовали специализированный пляж. Помимо удобных спусков, тактильных дорожек и присутствующих на пляже волонтёров, они придумали сеть специальных маячков. Незрячий купальщик надевает на руку специальный браслет. Когда ему захочется вернуться на берег, он нажимает кнопку на браслете. С берега раздаётся сигнал, позволяющий незрячему сориентироваться. По словам руководителя общества слепых города Лиепая Мариса Цейрулиса, количество посетителей данного пляжа всего за несколько лет превысило 2000 человек, и это в крошечной Латвии.

Кстати, второй подобный пляж создан также в Латвии – в Юрмале. И также, как и в случае с Лиепае, он оборудован буями со звуковыми сигналами, незрячим дают браслеты, которые позволяют определить местонахождение человека в море. При этом на самом пляже предусмотрен инвентарь для незрячих – так называемые «звенящие» мячи и шахматы. Они оснащены звуковыми сигналами. Это уникальный опыт, надеюсь, он будет распространён повсеместно и в нашей стране.

Что должно быть на вокзале для человека с инвалидностью?

Наталья Овчинникова

независимый журналист, инвалидность 3 группы по опорно-двигательному аппарату

Согласно ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» создание доступной среды на объектах транспортной инфраструктуры — вокзалах и в пассажирских вагонах — возложено на перевозчиков и владельцев инфраструктурных объектов. В 2015 году Минтруда РФ выпустило специальное пособие для сотрудников этих организаций, где прописано, как должна быть приспособлена инфраструктура вокзала, чтобы человеку с любым видом инвалидности было удобно там находиться.

В первую очередь это — пандусы, грузопассажирские лифты, рассчитанные на подъем человека в коляске и сопровождающего, комфортабельные места для ожидания, приспособленные туалеты. А также столики в кафе и кассы с низкими подоконниками. Для удобства инвалидов по слуху отдельные кассы должны быть оборудованы специальными устройствами, облегчающими общение кассира и слабослышащего человека. Предусмотрено также, что для инвалидов-колясочников должны быть телефоны-автоматы, расположенные на более низком уровне. Для слабовидящих людей должны быть специальные значки — стикеры желтого цвета на дверях, туалетах, специальная разметка на лестницах.

Вот здесь сайт «РЖД» предлагает нам карту доступности вокзалов. Видно, что занесены туда не все города. По предлагаемой оценке невозможно узнать, как именно сделан пандус, пригоден ли он, его наклон. Но по многим населенным пунктам есть хотя бы фотографии, которые могут помочь опытному путешественнику.

Мы же рандомно проверили 5 городов, начиная со столицы.

Москва

Где, как не в столице, должно быть все оборудовано для удобства человека с любыми потребностями? Все три вокзала на Комсомольской — Ленинградский, Ярославский и Казанский — содержат основные элементы инфраструктуры, необходимые для людей с различными видами инвалидности. Везде есть дорожки из желтой тактильной плитки, которые соединяют основные точки маршрута слабовидящих людей, и на которые могут ориентироваться все остальные: от входа они ведут к лифтам, специальным кассам с низкими подоконниками, туалетам, зонам отдыха и кафе, к выходам на перрон.

Разница в мелочах.

Ярославский вокзал: попасть в него можно с центрального входа, на лестницах, правда, роль пандусов выполняют обычные широкие металлические сетки, положенные на лестницу под углом, перил тоже нет, так что колясочнику подняться без сопровождающего будет скорее невозможно. Туалет для инвалидов почему-то на втором этаже, но можно подняться на грузопассажирском лифте. Есть отдельные места для отдыха людей с инвалидностью. Практически на каждом углу вокзала есть таблички желтого цвета с изображением инфраструктуры, в том числе и на языке Брайля. У касс — специальные обозначения для незрячих и слабослышащих людей. Вообще, такого количества знаков и табличек, адресованных людям с инвалидностью, я не видела ни на одном из обследованных вокзалов.

У Ленинградского вокзала есть специальный вход для людей с ограниченными возможностями. Располагается он в боковой части здания. Табличка у входа сообщает, что дверь может открыться не сразу ― диспетчер подойдет через 1-2 минуты. Есть специальный наклонный подъемник для прохода в здание. Туалет для инвалидов и несколько приспособленных касс находятся на 1 этаже. Специальных мест для инвалидов на первом этаже я не нашла, по крайней мере, нужных условных обозначений нигде нет. Но в принципе, на Ленинградском вокзале мест хватает ― два зала расположены на 2 этаже, подняться можно на лифте.

Инфраструктура Казанского вокзала во многом схожа, но попасть в него сложнее, что существенно, а сам вокзал ― запутаннее. Например, кассы отделены от основного здания и находятся с обратной стороны вокзала. Вход в кассы оборудован пандусом, но на поверку у него слишком большой угол наклона для коляски. Там же находятся большие парковки для автомобилистов — городская и привокзальная. Еще год назад попасть на территорию вокзала можно было через пологий и широкий проезд, теперь он работает только на выход. Теперь попасть на вокзал можно через здание касс, преодолев, длинный и с большим наклоном пандус, либо с центрального входа, а для этого придется преодолеть большое дополнительное расстояние. По словам очевидцев, всех, кто на коляске, не разбираясь «гонят» к центральному входу, но если вам нужно только купить билеты ― проехать к кассам на коляске через центральный вход вы не сможете ― с другой стороны здания касс вас встретит непреодолимая для колясочника лестница.

Попасть сразу на перрон Казанского вокзала можно из метро, но это только в том случае, если вы одолеете крутую лестницу без подъемника. Впрочем, если вы к любому вокзалу приехали на метро и придется подниматься наверх, то подъемников нигде нет, это мы давно знаем про московское метро.

Что касается центрального входа на Казанский вокзал, он находится вровень с землей и вполне доступен для человека на коляске. Вся необходимая инфраструктура на вокзале есть и находится на первом этаже.

Ярославль

Маленький вокзал Ярославля тестировали на доступность участники Московской городской организации Всероссийского общества инвалидов. Я была в составе делегации.

С перрона на вокзал попадаешь беспрепятственно. Правда, воспользоваться подъемником для спуска в переход, ведущий к ЖД-путям, как и везде, можно только вызвав специального человека. В одном из залов есть кассы с низким уровнем окошка, где пассажиры на колясках смогут беспрепятственно купить билеты. Есть небольшая, советского образца, комната отдыха, где могут отдохнуть люди с ограниченными возможностями и мамы с детьми. Единственный минус – вход расположен неудобно. Теснота, коляска с трудом разворачивалась, чтобы проехать в комнату. Туалетная комната для инвалидов тоже имеется, хотя и не идеальная (отсутствуют крючки для палок и ограничитель у раковины, но воспользоваться ей все-таки можно). Попасть в город можно самостоятельно ― спустившись по пологому пандусу. В целом, по мнению экспертов общества инвалидов, человек с различными видами инвалидности может передвигаться по вокзалу Ярославля самостоятельно. Но лучше все же подстраховаться – и попросить помочь сотрудника центра содействия мобильности пассажиров – так будет проще и быстрее, тем более если нужно воспользоваться подъемником.

Челябинск

Местному обществу инвалидов пришлось добиваться капитальной «дореконструкции» вокзала по суду, после того, как официально реконструкция здания в 2008 году была завершена. Теперь в здание вокзала можно попасть беспрепятственно ― при входе в вокзал установлены пандусы и перила. На вокзале много лестниц, но для перемещения между этажами можно воспользоваться грузопассажирским лифтом, который может поднять людей на второй этаж или опустить к выходу на перрон. На ступени лестниц нанесены желтые контрастные полосы, есть кассы с заниженным уровнем окна, где человек на коляске может беспрепятственно купить билет. Под нужды инвалидов переоборудованы туалет и комната отдыха. При вокзале открыта гостиница, в которой созданы условия для беспрепятственного подъема или спуска.

Екатеринбург

Сразу оговорюсь, в Екатеринбурге все неплохо. Просто ситуация Екатеринбурга типична для российских городов. Есть два капитальных, соединенных между собой здания: «пафосное» обслуживает поезда дальнего следования, простое ― для пригородных поездов. В первом проведен капитальный ремонт: есть и пандусы, и тактильные дорожки, и подъемники, и туалеты — все для инвалидов. Пригородный вокзал на данный момент полностью недоступен — нет лифтов, туалетов, условных обозначений, сделанных по всем правилам пандусов и подъемников, облегчающих подъем на дальние пути. Но сейчас там начался капитальный ремонт и, возможно, в ближайший год ситуация изменится к лучшему.

Смоленск

В большинстве своем, чтобы попасть на какой-нибудь пятый путь Смоленского вокзала, нужно спускаться в подземелье или наоборот, подниматься наверх, перебираться по воздушному виадуку и спускаться вниз. У Смоленского вокзала есть и подземные пути, и воздушные. У переходов над путями есть новые лифты, но они, по свидетельствам очевидцев, сейчас не работают. Есть и пандусы на лестницах, но высота такая, что даже сумку там провезти невозможно, не то, что человека.

Если твой поезд стоит на дальнем пути, тебе нужно спуститься вниз, а подъемников и пандусов нет, предполагалось, что люди будут ходить по верхнему, воздушному – но лифты, повторимся, не работают. То есть доступ к путям кроме первого для людей с серьезными поражениями опорно-двигательного аппарата – закрыт. У здания вокзала – две ступеньки и даже есть пандус, но, проехав по нему, человек на коляске упрется в колонну.

Стоит отметить, что реконструкция на Смоленском вокзале с целью улучшить инфраструктуру и приспособить вокзал под потребности маломобильных граждан проходит уже шестой год. По данным СМИ, реконструкция вокзала еще будет продолжена в 2019-2020 годах. Из городского бюджета на нее планируется выделить порядка 19 млн рублей. Жителям обещают построить три новых подъемника, а простаивающие лифты запустить в эксплуатацию. Кроме того, вокзал должны оснастить оборудованием для слабовидящих и слабослышащих людей, а также перенести на первый этаж комнату отдыха, так как оборудовать пандусы на лестницах внутри вокзала невозможно.

Какие удобства предусмотрены для пассажира на коляске в поезде? Куда ли угодно можно уехать в специальном вагоне в РЖД?

Наталья Овчинникова

независимый журналист, инвалидность 3 группы по опорно-двигательному аппарату

По информации на сайте РЖД специально для перевозки людей с ограниченными возможностями сейчас оборудовано 534 вагона в составе поездов РЖД, которые следуют более чем в 350 направлениях по России и за рубеж. Как пояснили в колл-центре Центра содействия мобильности граждан, информации о том, можно ли уехать в специальном вагоне в любую точку страны, у них нет. Однако можно легко выяснить, включен ли специальный вагон в состав нужного вам поезда. Сделать это можно здесь. Если вашего поезда нет в нужном списке, то можно попросить прицепить специальный вагон, позвонив по телефону 8 (800) 775-00-00 (добавочный 1), написав по электронному адресу info@rzd.ru или просто обратившись в железнодорожную кассу.

Правда, сделать это лучше за 90 дней до начала продажи билетов. Но, как мне честно сказали в колл-центре, результат в 100 % компания-перевозчик гарантировать не может. В любом случае о решении вы узнаете в течение 5-10 дней.

Все-таки мы имеем 534 вагона со специализированными купе. А ехать в них и правда комфортно.

  • Вход в вагон оборудован специальным подъемником, который дает возможность посадить в поезд пассажира как с высокой, так и с низкой платформы
  • Двухместное купе шире стандартного, через двери беспрепятственно проходит инвалидная коляска
  • Купе оборудовано поручнями и ремнями, позволяющими человеку пересесть из инвалидной коляски в кресло у столика
  • Нижняя спальная полка регулируется — можно приподнять голову, ноги
  • Выключатели, розетки, кнопки вызова проводника снабжены табличками с рельефным текстом для чтения пальцами; в купе есть специальное табло с звуковым устройством, показывающим и сообщающим температуру
  • Туалет в таком вагоне шире обычного. Однако чтобы развернуться на коляске и въехать в туалет, все-таки нужна сноровка. Помещение оборудовано поручнями, кнопкой вызова персонала
  • Проход в вагоне не шире обычного, поэтому лучше, если коляску по вагону вам поможет провезти проводник

Может ли человек на коляске перелететь без сопровождения? И помогут ли ему сотрудники аэропорта и бортпроводники воздушного судна в случае необходимости?

Айслу Асан

контент-специалист, мама троих детей, инвалидность 1 группы по опорно-двигательному аппарату

Я обратилась за информацией в «Аэрофлот», S7 Airlines, Ural Airlines.
В «Аэрофлот» сначала ответили положительно. А после предложили пройти по ссылке и посмотреть правила перевозки людей с инвалидностью. Там написано, что наличие сопровождающего, обеспечивающего уход за пассажиром в полете, обязательно при перевозке пассажира на кресле-коляске, чья способность передвигаться при пользовании воздушным транспортом ограничена и/или состояние которого требует особого внимания при обслуживании. А в обязанности персонала авиакомпании не входит:
• подъём и перенос пассажира;
• уход, связанный с приемом лекарств;
• введение медицинских препаратов и другая медицинская помощь.

Эти правила прописаны и в ст. 106 Воздушного Кодекса РФ. Федеральные Авиационные Правила требуют от каждого инвалида всякий раз согласовывать свою перевозку с авиакомпанией, а также иметь сопровождающее лицо.

S7 Airlines, Ural Airlines готовы перевезти человека в коляске без сопровождения, если он предварительно в установленные сроки предоставит информацию о физических ограничениях, весе коляски и необходимых ему услугах при бронировании билета или в контактный центр.

В Ural Airlines ответили, что перевезут человека на коляске, даже если коляска весит 120 кг. Но обязательным условием является справка от лечащего врача о том, что перелет разрешен. А перед вылетом необходимо пройти через медпункт аэропорта (если вы летите с сопровождающим и если нет) и получить подпись врача с указанием особых требований на перелет.

Это также требование всех авиакомпаний. Оно закреплено в ст. 107 Воздушного Кодекса РФ. В этой же статье прописано, что авиакомпании вправе отказать инвалиду в перевозке, мотивируя это отсутствием «особых условий перевозки». Причем регламентировать «особые условия» авиакомпании могут самостоятельно. В общем-то, это право отказать инвалиду в перелете.

В S7 Airlines тоже не видят причин для отказа в самостоятельном перелете человеку в коляске при условии, что перед посадкой по правилам компании-перевозчика он пройдет через медпункт аэропорта. Дополнительных документов от врача не нужно. А дальше стандартная процедура перелета. Сотрудник аэропорта помогает пассажиру пройти регистрацию, контроль авиационной безопасности, таможенный, пограничный контроль, организует доставку пассажира к борту самолета, помогает занять посадочное место. В зависимости от ситуации в аэропорту могут применяться специальное оборудование для доставки и посадки пассажиров в кресле-коляске (специальные автомобили, электромобили, кресла-коляски, автолифты).

Кресло-коляска пассажира сдается в багаж и перевозится бесплатно, в качестве зарегистрированного багажа. Информируется обслуживающая компания в аэропорту назначения, чтобы человеку по прибытии предоставили коляску и помогли пройти формальности аэропорта.

То есть перелететь самостоятельно можно. Медпункт формален — это вопросы о самочувствии, летали раньше или нет, как переносите перелет. Хотя дополнительные справки доставляют лишние хлопоты человеку в коляске. А ведь очень часто люди с инвалидностью абсолютно стабильны в самочувствии.

Но самая большая проблема — туалеты в самолетах. Они абсолютно не приспособлены под нужды человека с проблемами в передвижении. И бортпроводник здесь не поможет. А потому человек на коляске редко решится перелетать самостоятельно. И еще реже решится на длительный перелет, например, более трех часов. Все из-за туалетов.

Наши партнёры