Мы хотим, чтобы люди с инвалидностью могли пользоваться услугами нормально.

Как любой человек.

DisQuestion

Как незрячему человеку быть с бумагами в банке?

Сергей Парахин

преподаватель Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих, инвалидность 1 группы по зрению

Незрячему человеку сегодня практически невозможно выстроить общение с банком без помощи посторонних лиц. И это неудобно ― не все хотят посвящать другого человека в свои финансовые дела.

Если системы интернет-банкинга хоть как-то доступны, то работать с документами крайне сложно. Например, дублирования документации (особенно договоров) на шрифт Брайля просто нет. Хотя это помогло бы незрячему клиенту лучше ознакомиться с условиями при получении кредита, если он читает Брайль.

Если не читает ― помогла бы возможность сначала изучить документы в электронном виде, а потом подписать в личном кабинете, через ввод каких-то смс-подтверждений.

Определенно нужно вводить какие-то дополнительные инструменты ― это позволит снизить число конфликтных ситуаций, когда кто-то что-то не понял, а проверить информацию мог лишь на слух. Подтвердить или доказать обратное невозможно в этом случае.
Встречаются и другие недоразумения. В некоторых офисах «Сбербанка» вывесили текущую информацию (часы работы, адреса офисов, телефоны), написанные по Брайлю, но поместили её под стекло, сделав недоступной. Вот так забавно.

В «ВТБ» также нет перевода на Брайль.

Роман Прохоров

Председатель Ассоциации «Финансовые инновации»

Может ли реализоваться правовой риск у кредитной организации при обслуживании клиента со слепотой, если у него будут претензии к ознакомлению с договором? Если он захочет оспорить какой-то пункт, сославшись на то, что эта информация не была ему озвучена? Ответа однозначного здесь может не быть. Конечно, кредитные организации являются сильной стороной в договоре и свои юридические риски максимально просчитывают.

Сегодня кредитные организации, «Сбербанк», например, пользуются таким форматом договоров как общие условия, размещенные на сайте, а клиент подписывает заявление о присоединении к этим условиям. И содержание этих условий может меняться с течением времени. То есть клиент, и не с ограниченными возможностями, должен мониторить сайт и смотреть ― не поменялось ли что-то в условиях обслуживания. Потому что персонально уведомлять его об изменениях никто не планирует. Вывесили на сайте новые условия ― они вступили в действие.