Мы хотим, чтобы люди с инвалидностью могли пользоваться услугами нормально.

Как любой человек.

DisQuestion

Что должно быть на вокзале для человека с инвалидностью?

Наталья Овчинникова

независимый журналист, инвалидность 3 группы по опорно-двигательному аппарату

Согласно ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» создание доступной среды на объектах транспортной инфраструктуры — вокзалах и в пассажирских вагонах — возложено на перевозчиков и владельцев инфраструктурных объектов. В 2015 году Минтруда РФ выпустило специальное пособие для сотрудников этих организаций, где прописано, как должна быть приспособлена инфраструктура вокзала, чтобы человеку с любым видом инвалидности было удобно там находиться.

В первую очередь это — пандусы, грузопассажирские лифты, рассчитанные на подъем человека в коляске и сопровождающего, комфортабельные места для ожидания, приспособленные туалеты. А также столики в кафе и кассы с низкими подоконниками. Для удобства инвалидов по слуху отдельные кассы должны быть оборудованы специальными устройствами, облегчающими общение кассира и слабослышащего человека. Предусмотрено также, что для инвалидов-колясочников должны быть телефоны-автоматы, расположенные на более низком уровне. Для слабовидящих людей должны быть специальные значки — стикеры желтого цвета на дверях, туалетах, специальная разметка на лестницах.

Вот здесь сайт «РЖД» предлагает нам карту доступности вокзалов. Видно, что занесены туда не все города. По предлагаемой оценке невозможно узнать, как именно сделан пандус, пригоден ли он, его наклон. Но по многим населенным пунктам есть хотя бы фотографии, которые могут помочь опытному путешественнику.

Мы же рандомно проверили 5 городов, начиная со столицы.

Москва

Где, как не в столице, должно быть все оборудовано для удобства человека с любыми потребностями? Все три вокзала на Комсомольской — Ленинградский, Ярославский и Казанский — содержат основные элементы инфраструктуры, необходимые для людей с различными видами инвалидности. Везде есть дорожки из желтой тактильной плитки, которые соединяют основные точки маршрута слабовидящих людей, и на которые могут ориентироваться все остальные: от входа они ведут к лифтам, специальным кассам с низкими подоконниками, туалетам, зонам отдыха и кафе, к выходам на перрон.

Разница в мелочах.

Ярославский вокзал: попасть в него можно с центрального входа, на лестницах, правда, роль пандусов выполняют обычные широкие металлические сетки, положенные на лестницу под углом, перил тоже нет, так что колясочнику подняться без сопровождающего будет скорее невозможно. Туалет для инвалидов почему-то на втором этаже, но можно подняться на грузопассажирском лифте. Есть отдельные места для отдыха людей с инвалидностью. Практически на каждом углу вокзала есть таблички желтого цвета с изображением инфраструктуры, в том числе и на языке Брайля. У касс — специальные обозначения для незрячих и слабослышащих людей. Вообще, такого количества знаков и табличек, адресованных людям с инвалидностью, я не видела ни на одном из обследованных вокзалов.

У Ленинградского вокзала есть специальный вход для людей с ограниченными возможностями. Располагается он в боковой части здания. Табличка у входа сообщает, что дверь может открыться не сразу ― диспетчер подойдет через 1-2 минуты. Есть специальный наклонный подъемник для прохода в здание. Туалет для инвалидов и несколько приспособленных касс находятся на 1 этаже. Специальных мест для инвалидов на первом этаже я не нашла, по крайней мере, нужных условных обозначений нигде нет. Но в принципе, на Ленинградском вокзале мест хватает ― два зала расположены на 2 этаже, подняться можно на лифте.

Инфраструктура Казанского вокзала во многом схожа, но попасть в него сложнее, что существенно, а сам вокзал ― запутаннее. Например, кассы отделены от основного здания и находятся с обратной стороны вокзала. Вход в кассы оборудован пандусом, но на поверку у него слишком большой угол наклона для коляски. Там же находятся большие парковки для автомобилистов — городская и привокзальная. Еще год назад попасть на территорию вокзала можно было через пологий и широкий проезд, теперь он работает только на выход. Теперь попасть на вокзал можно через здание касс, преодолев, длинный и с большим наклоном пандус, либо с центрального входа, а для этого придется преодолеть большое дополнительное расстояние. По словам очевидцев, всех, кто на коляске, не разбираясь «гонят» к центральному входу, но если вам нужно только купить билеты ― проехать к кассам на коляске через центральный вход вы не сможете ― с другой стороны здания касс вас встретит непреодолимая для колясочника лестница.

Попасть сразу на перрон Казанского вокзала можно из метро, но это только в том случае, если вы одолеете крутую лестницу без подъемника. Впрочем, если вы к любому вокзалу приехали на метро и придется подниматься наверх, то подъемников нигде нет, это мы давно знаем про московское метро.

Что касается центрального входа на Казанский вокзал, он находится вровень с землей и вполне доступен для человека на коляске. Вся необходимая инфраструктура на вокзале есть и находится на первом этаже.

Ярославль

Маленький вокзал Ярославля тестировали на доступность участники Московской городской организации Всероссийского общества инвалидов. Я была в составе делегации.

С перрона на вокзал попадаешь беспрепятственно. Правда, воспользоваться подъемником для спуска в переход, ведущий к ЖД-путям, как и везде, можно только вызвав специального человека. В одном из залов есть кассы с низким уровнем окошка, где пассажиры на колясках смогут беспрепятственно купить билеты. Есть небольшая, советского образца, комната отдыха, где могут отдохнуть люди с ограниченными возможностями и мамы с детьми. Единственный минус – вход расположен неудобно. Теснота, коляска с трудом разворачивалась, чтобы проехать в комнату. Туалетная комната для инвалидов тоже имеется, хотя и не идеальная (отсутствуют крючки для палок и ограничитель у раковины, но воспользоваться ей все-таки можно). Попасть в город можно самостоятельно ― спустившись по пологому пандусу. В целом, по мнению экспертов общества инвалидов, человек с различными видами инвалидности может передвигаться по вокзалу Ярославля самостоятельно. Но лучше все же подстраховаться – и попросить помочь сотрудника центра содействия мобильности пассажиров – так будет проще и быстрее, тем более если нужно воспользоваться подъемником.

Челябинск

Местному обществу инвалидов пришлось добиваться капитальной «дореконструкции» вокзала по суду, после того, как официально реконструкция здания в 2008 году была завершена. Теперь в здание вокзала можно попасть беспрепятственно ― при входе в вокзал установлены пандусы и перила. На вокзале много лестниц, но для перемещения между этажами можно воспользоваться грузопассажирским лифтом, который может поднять людей на второй этаж или опустить к выходу на перрон. На ступени лестниц нанесены желтые контрастные полосы, есть кассы с заниженным уровнем окна, где человек на коляске может беспрепятственно купить билет. Под нужды инвалидов переоборудованы туалет и комната отдыха. При вокзале открыта гостиница, в которой созданы условия для беспрепятственного подъема или спуска.

Екатеринбург

Сразу оговорюсь, в Екатеринбурге все неплохо. Просто ситуация Екатеринбурга типична для российских городов. Есть два капитальных, соединенных между собой здания: «пафосное» обслуживает поезда дальнего следования, простое ― для пригородных поездов. В первом проведен капитальный ремонт: есть и пандусы, и тактильные дорожки, и подъемники, и туалеты — все для инвалидов. Пригородный вокзал на данный момент полностью недоступен — нет лифтов, туалетов, условных обозначений, сделанных по всем правилам пандусов и подъемников, облегчающих подъем на дальние пути. Но сейчас там начался капитальный ремонт и, возможно, в ближайший год ситуация изменится к лучшему.

Смоленск

В большинстве своем, чтобы попасть на какой-нибудь пятый путь Смоленского вокзала, нужно спускаться в подземелье или наоборот, подниматься наверх, перебираться по воздушному виадуку и спускаться вниз. У Смоленского вокзала есть и подземные пути, и воздушные. У переходов над путями есть новые лифты, но они, по свидетельствам очевидцев, сейчас не работают. Есть и пандусы на лестницах, но высота такая, что даже сумку там провезти невозможно, не то, что человека.

Если твой поезд стоит на дальнем пути, тебе нужно спуститься вниз, а подъемников и пандусов нет, предполагалось, что люди будут ходить по верхнему, воздушному – но лифты, повторимся, не работают. То есть доступ к путям кроме первого для людей с серьезными поражениями опорно-двигательного аппарата – закрыт. У здания вокзала – две ступеньки и даже есть пандус, но, проехав по нему, человек на коляске упрется в колонну.

Стоит отметить, что реконструкция на Смоленском вокзале с целью улучшить инфраструктуру и приспособить вокзал под потребности маломобильных граждан проходит уже шестой год. По данным СМИ, реконструкция вокзала еще будет продолжена в 2019-2020 годах. Из городского бюджета на нее планируется выделить порядка 19 млн рублей. Жителям обещают построить три новых подъемника, а простаивающие лифты запустить в эксплуатацию. Кроме того, вокзал должны оснастить оборудованием для слабовидящих и слабослышащих людей, а также перенести на первый этаж комнату отдыха, так как оборудовать пандусы на лестницах внутри вокзала невозможно.