Мы хотим, чтобы люди с инвалидностью могли пользоваться услугами нормально.

Как любой человек.

DisQuestion

Из какого интернет-магазина человеку с инвалидностью удобно заказать продукты?

Наталья Овчинникова

независимый журналист, инвалидность 3 группы по опорно-двигательному аппарату

Логично, что человеку с инвалидностью удобнее заказывать доставку продуктов на дом ― в каком веке живем! Поэтому мы оценили сервис доставки для клиентов с ограниченными возможностями в ряде популярных магазинов. На что обращали внимание: во-первых, наличие данного сервиса, далее ― стоимость и условия доставки, помощь при распаковке продуктов (например, для людей с ДЦП или другими сложностями в передвижении это будет важной опцией), также существенным критерием является возможность общения через смс или другие приложения ― например, для клиентов с глухотой или незрячих людей это крайне важно.

Сразу бросилось в глаза, что у магазинов эконом-класса, интересных для льготных категорий граждан, доставки просто нет. Например, у сетей «Магнит» и «Пятерочка» воспользоваться услугами доставки не получится, потому что она отсутствует.

Возьмем «Перекресток»

Заказать продукты можно как с регистрацией на сайте, так и без нее. Минимальная сумма доставки ― 2000 рублей. С 6:00 до 23:59 доставка бесплатная, если время доставки не принципиально для клиента, не фиксировано. А если продукты нужно доставить к определенному времени ― придется доплатить. Самая небольшая стоимость доставки 149 рублей (21.00-23-00), самая дорогая ― 399 рублей (9:00-11:00). Доставка осуществляется по Москве, в пределах МКАД и охватывает часть Новой Москвы и отдельные пункты Подмосковья. Курьер продукты в холодильник не положит, но тяжелый пакет в кухню занесет. Можно оформить заказ по телефону. Для того, чтобы процесс покупки продвигался быстрее, оператору лучше называть артикул продукта, который отображается, если вы положили продукт в корзину. Если человек не слышит, то нужно написать об этом в комментариях при заказе. Тогда ему не будут лишний раз звонить, а просто доставят продукты по факту. Курьер сможет воспользоваться смс или мессенджерами.

Минусы:

  • Артикул указан мелко и серыми буквами, что неудобно для слабовидящих

Оцениваем «ВкусВилл»

Доставка реализована через партнеров ― сервисы Instamart или SaveTime. В первом случае заказать доставку можно на сайте оператора и через мобильное приложение на iOS и Android, во втором ― только через мобильное приложение. Минимальная стоимость заказа через Instamart ― 1000 рублей, стоимость доставки ― от 90 рублей, первая доставка бесплатная. Кстати, кроме «ВкусВилл» этот оператор обслуживает такие магазины как «Метро», «Карусель» и «Лента». Доставляют продукты в пределах МКАД и некоторые точки Новой Москвы, в зависимости от адреса, в течение 2 часов или в любое указанное время. SaveTime ― стоимость доставки ―199 рублей, первая доставка также бесплатная. Минимальной суммы заказа нет, что удобно. Instamart также обещает в ближайшее время реализовать бесплатную доставку для людей с инвалидностью.

Поскольку у Instamart есть интернет-версия, то про него подробнее. Сразу отвечают, что курьер сможет занести продукты в квартиру и поставить их в холодильник, что, конечно, удобно для людей с проблемами опорно-двигательного аппарата. По комментарию в заказе от глухого человека курьер может при доставке использовать смс или мессенджеры.

 

Если сравнить с премиум-сегментом, например, сетью «Азбука вкуса»

Минимальная сумма заказа ― 1000 рублей. Доставка круглосуточная. Стоимость доставки минимального заказа по Москве ― 350 рублей, от 2000 до 3000 ― 150 рублей, свыше 3000 рублей ― доставка бесплатная. За пределами МКАД стоимость доставки ― 500 или 350 рублей в зависимости от суммы покупки, свыше 5000 рублей ― бесплатно. Доступен заказ в интернет-магазине по телефону с 9:00 до 21:00, по вопросам организации доставки можно звонить круглосуточно. Оформить заказ по телефону можно, перечислив наименования продуктов на сайте, либо сложив их в корзину и назвав оператору код доступа ― располагается в самом низу под телефоном интернет-магазина, тогда оператор будет видеть вашу корзину и поможет дооформить заказ. По словам девушки-оператора, если клиент пустит курьера в квартиру, то он, конечно, принесет продукты на кухню и, хотя это не входит в его обязанности, положит их в холодильник. «Все зависит от человека, если вы попросите, не думаю, что вам откажут», - отметили в службе приема заказов. Также курьер может отправить смс-сообщение, нужно только в комментариях к заказу и в комментариях к адресу написать, что человек не слышит.

Посмотрим на магазин, специально созданный для доставки продуктов на дом, ― «Утконос»

Для покупки не нужно специально регистрироваться. Минимальная стоимость корзины ― 1500 рублей. Доставка круглосуточная, стоимость от 49 до 299 рублей ― зависит от времени суток, области доставки, текущих акций и стоимости корзины. Заказ от 7000 рублей доставляется бесплатно. Доступен заказ по телефону, для этого нужно будет зарегистрироваться в личном кабинете, чтобы оператор видел ваш список продуктов. В комментариях к заказу нужно указать, что необходимо занести продукты на кухню и разложить в холодильнике.

Минусы для клиентов с инвалидностью:

  • За 15 минут до прибытия курьер будет звонить по телефону ― и тут неприятность будет подстерегать слабослышащих людей: по словам оператора, курьер может только позвонить, а написать смс или в Whats App не может

Предлагаем также обратить внимание на наличие и удобство мобильных приложений магазинов. Все дело в том, что мобильные приложения из маркетинговых инструментов давно превратились в настоящие каналы коммуникаций, которыми пользуются большинство потребителей во всем мире. Весьма удобны они и для незрячих людей, которые используют в работе с устройствами специальные программы озвучки.

Сергей Парахин

преподаватель Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих, инвалидность 1 группы по зрению

Покупка продуктов через интернет с каждым годом становится всё популярней. Это актуально и для людей, имеющих инвалидность по зрению. Сайты подобных магазинов становятся доступными для программ речевого доступа, которыми пользуются незрячие как на РС, так и на мобильных устройствах. Приведу несколько примеров.

Если незрячий решил воспользоваться услугами магазина «Утконос», ему на помощь придёт одноимённое мобильное приложение. Все пункты меню хорошо озвучиваются программами экранного доступа. Небольшая заминка возникла лишь при регистрации: не совсем корректно озвучивались поля, которые нужно было заполнить. Зато можно легко войти через любую из соцсетей, а если ты не посещаешь ни одну из соцсетей, можно пройти регистрацию на официальном сайте, там всё чётко и удобно.

Все ссылки и разделы, будь то мобильное приложение или официальный сайт, полностью озвучиваются. Платить можно как картой, так и наличными (их можно передать курьеру при расчёте).

Если говорить о сети магазинов «ВкусВилл», то здесь лучше заходить в онлайн-приложение с компьютера. При работе на мобильном устройстве вас отсылают к приложению их партнёра Instamart. Оно озвучивается не очень хорошо, хотя геопозиция определяется сразу, но при этом вы тут же получаете извещение, что на ваш адрес доставка невозможна. К сожалению, пока доставка осуществляется лишь в пределах МКАД. Что ж, подождём.

Аналогичная ситуация с сетью «Перекрёсток». Официальный сайт полностью доступен, все пункты меню хорошо озвучиваются программами экранного доступа. Но доставка, к примеру, в Сергиев Посад не осуществляется.

При работе с сетью «Азбука вкуса» тоже лучше работать с официальным сайтом. Мобильное приложение тоже существует, но здесь есть проблемы с доступностью. При регистрации поля, которые нужно заполнить, озвучиваются некорректно, а возможности войти через соцсети нет. Доставка осуществляется далеко не во все районы Московской области, в том числе и Сергиев Посад.

Так что, с моей точки зрения, на данный момент лучше работать с «Утконосом».