Мы хотим, чтобы люди с инвалидностью могли пользоваться услугами нормально.

Как любой человек.

DisQuestion

Почему в магазинах нет людей на колясках? Что нужно сделать, чтобы они могли сами себе покупать продукты?

Айслу Асан

контент-специалист Everland, мама троих детей, инвалидность 1 группы по опорно-двигательному аппарату

Человеку на коляске трудно самостоятельно совершить покупку, даже если он попадет в магазин, где нет порогов и лестниц, а двери открываются автоматически. Он возьмет маленькую корзинку, поставит на колени и покатит по рядам, а там молоко стоит на самой верхней полке, между рядов места для коляски мало, стоят коробки и контейнеры, а людей — толпы, и каждый — с тачкой на колесах. А еще овощи и фрукты нужно взвесить на весах, до которых не поднять тяжелый пакет. Уже на кассе, если даже он к ней подъедет, нужно все это переложить на движущийся стол. А потом все это нужно упаковать в пакеты и унести с собой.

В идеале магазины могли бы создавать зону, доступную для людей на колясках и с другими инвалидностями, где все было бы на доступной высоте и можно было бы легко развернуться, а ценники и наименования прочитывались бы незрячими или как-то озвучивались.
Конечно, с точки зрения экономии выгоднее сходить на рынок, но и там вас поджидает масса сложностей: это лестницы, толпы народу в каждом отделе. Я выбираю супермаркет — там тепло, есть камера хранения, все продукты в одном магазине, и можно, не торопясь, сравнивать и выбирать. Однако супермаркет супермаркету рознь.

«Пятерочка»

Там, где позволяют сами здания, все стараются оборудовать по законодательным нормам и требованиям для маломобильных групп — это безбарьерный вход и широкие автоматические двери. Когда я попросила представителя магазина разъяснить мне конкретно про удобства для людей на коляске — можно ли развернуться между стеллажами, есть ли указатели по продуктам, есть ли маленькая корзина, чтобы удобно было поставить на колени, широкий ли проход для коляски на кассе, то ответили, что нет особых условий для маломобильных групп. Зато есть скидка 5 % по понедельникам до обеда. На вопрос о том, возможно ли в перспективе создать в магазине зону, доступную для людей с разной инвалидностью, не ответили. Ставлю 3 балла, так как ситуация стандартная для супермаркетов. Был бы у них интернет-магазин, можно было бы дать оценку повыше.

«Перекресток»

По возможности стараются обеспечить беспрепятственный вход в магазин, как, опять же, требует законодательство. Представитель сети предложил мне для сравнения посетить один из магазинов, чтобы понять, будет ли мне удобно, так как считают удобства индивидуальной историей. На вопрос создания в перспективе удобной для людей с инвалидностью зоны в магазине ответили, что реконструкция некоторых магазинов идет, но это процесс не быстрый. И зависит от поступающих заявок покупателей. Предложили отправить свои пожелания по доступности в форме обратной связи. Уверены, что сотрудники любого магазина в их сети помогут человеку на коляске сделать покупки, упаковать в пакеты и проведут до автомобиля. Удобно, что есть интернет-магазин с доставкой, и это снимает часть проблем. Поэтому ставлю 4 балла.

«Магнит»

Беспрепятственный вход, широкие двери, традиционные вещи стараются обеспечить как везде. А вот между рядами придется быть аккуратным, чтобы не завалить стеллаж. Навигации с указателями по продуктам нет. Интернет-магазина также нет. Помогут с покупками, если попросить. По поводу создания зоны удобной для покупателей на коляске затруднились ответить. Зато дают скидку инвалидам 10 % с понедельника по четверг с 9 до 11 утра при предъявлении пенсионного удостоверения. Ставлю 3.

«Азбука вкуса»

Доступность оказалась хуже, чем в других супермаркетах. Пандусы не во всех магазинах. Широкие проходы для колясок есть, но без пандуса в здание не попадешь. Ведь красивый дизайн - высокий порог. Автоматические двери только там, где позволяет площадь. В целом ситуация с доступностью зависит от конкретного магазина. Но есть интернет-магазин с быстрой доставкой. На вопрос о создании удобной зоны для людей на коляске ответили, что постараются реализовать. Ставлю 4 балла.

«ВкусВилл»

В компании пояснили, что формат их сети — это магазин у дома, и чаще всего небольшой по площади. Доступность пандуса и помещения есть не везде. Так как это зависит от арендуемого помещения. Где-то могут быть высокие и крутые ступени, так как нет возможности сделать пологий пандус. Сейчас безбарьерная среда есть в 30 % магазинов. Магазины устанавливают кнопки вызова, в зале есть сотрудник, который помогает с покупками пожилым людям, мамам с колясками, людям с инвалидностью. Приятно понимать, что есть подготовка сотрудников для работы с клиентами с инвалидностью. Также компания готова брать людей с инвалидностью на работу. Все это обозначено в программе развития компании, проведены тренинги и инструктаж для сотрудников.

В магазинах сети низкие столы на кассах, что удобно, чтобы выложить на них продукты. Низко расположен экран, поэтому стоимость продуктов видна, даже если ты на коляске. Продавцы сразу упаковывают товар в пакеты. Есть общие скидки и бесплатная доставка для людей с инвалидностью через партнеров сети — сервисы Instamart или SaveTime. Нравится, что компания открыта к изменениям в сторону доступности и ставит перед собой эти задачи. Ставлю твердые 4 балла.

Светлана Лопатина

Территориальный Региональный Управляющий ООО «ВкусВилл»

Сейчас доступны для самостоятельного посещения людьми с инвалидностью 30% наших магазинов. Они будут отмечены на карте сайта определенными значками. Все зависит только от самого арендуемого помещения. Если площадь позволяет, то сразу же идет оборудование с учетом посещения людей с инвалидностью. На данный момент ранее открытые магазины при достаточной площади уже оборудованы всем необходимым для посетителей с инвалидностью. При этом наши сотрудники всегда помогают зайти в магазин, если он и не оборудован, а также передвигаться по нему, сделать выбор, убрать корзину или покупки. Это касается всех посетителей ― и пожилых людей, и родителей с детьми.

Также мы готовы брать людей с инвалидностью на вакансии:

  • работа за компьютером в отделе мерчендайзинга ― проектирование магазина в программе AutoCAD, подготовка пакета документов на магазин в офисных программах, проверка фотоотчета через приложение. Зарплата от 40000 до 65000 рублей в зависимости от объема выполняемой работы. Возможен горизонтальный карьерный рост ― увеличение функционала с увеличением заработной платы;
  • позиция работника торгового зала ― выкладка товара. Зарплата от 26 000 до 35 000 рублей в зависимости от отработанных часов;
  • позиция кассира. Зарплата от 26 000 до 35 000 рублей в зависимости от отработанных часов;
  • оператор на горячую линию с периодическим посещением офиса. Зарплата 40 000 рулей;
  • писарь с зарплатой 50 000 рублей.

Связаться с нашим отделом кадров можно по телефону
+7 (800) 550-86-07
8 (495) 662-39-19
или по электронной почте job@vkusvill.ru

Оксана Моисеева

руководитель Управления коммерческой недвижимости ГК «А101», строящего в том числе социальную инфраструктуру

Во всех наших коммерческих помещениях мы предусматриваем вход на одном уровне с землей. Нет ступенек, крыльца или чего-то подобного. Также свободный подъезд, если он есть. Это делается в том числе и для людей с ограниченными возможностями.

Создаем условия для организации пространства в соответствии с потребностями маломобильных групп населения. Например, все помещения передаются собственникам или арендаторам со свободной планировкой, при этом минимальное расстояние между колоннами (без которых совсем, увы, не обойтись) составляет три метра, а в помещениях под супермаркеты – 6 метров. Этого более чем достаточно для свободного проезда любой коляски.

Но на этом наши возможности влиять на организацию пространства внутри помещений заканчиваются. Навигация, расстояние между рядами в магазине, высота полок – все это прерогатива оператора, то есть того, кто размещает в этом помещении магазин, аптеку, отделение банка.

При этом их сложно обвинять в безразличии или невнимательности – интерьеры объектов социально-бытовой инфраструктуры проектируются в соответствии с нормами, которые в настоящее время проблемы маломобильных людей не учитывают. Многие операторы супермаркетов все же находят баланс между ассортиментом и удобством для покупателей на колясках, но, конечно, есть и такие, кто пока в поиске.

Однако, если внимательно посмотреть на районы советской типовой застройки, то там ситуация зачастую намного хуже. Потому что даже если в том же супермаркете будут абсолютно идеальные условия для колясочников, то проблема в том, чтобы нормально и без риска для травм выехать из дома, останется. Мало в каких домах были изначально предусмотрены хотя бы пандусы, не говоря уже о свободном входе с улицы.

Илья Мейтыс

руководитель архитектурного бюро «Архкон», специализирующегося на инфраструктуре для людей с инвалидностью

Из нашей практики видно, что все действительно ограничивается минимальным набором (пандусы, подъемники, санузлы), на которые обращают внимание госорганы, принимающие проект. В пояснительной записке к любому проекту, в том числе и ТРЦ, мы описываем весь комплекс мероприятий — там есть и требования к торговому оборудованию: минимальная ширина прилавков, высота торговых стеллажей, размеры кабинок для переодевания (примерочные).

Но для того, чтобы появиться в магазине, инвалид должен:

  • иметь возможность туда добраться;
  • иметь необходимость посещения магазина или ТРЦ, а не ближайшего магазина к дому или доставку продуктов. Здесь вопрос общей социализации и дохода

Для того, чтобы магазины были оборудованы для инвалидов, должен быть сформирован экономический стимул.