Мы хотим, чтобы люди с инвалидностью могли пользоваться услугами нормально.

Как любой человек.

DisQuestion

Почему в магазинах нет навигации (и технологий) для слабовидящих людей, нужно ли это?

Никита Маликов

архитектор, Архитектурное бюро Никиты Маликова, Тверь

В век толерантности мой ответ может оскорбить кого-то, но я не преследую эту цель. Ответ на поставленный вопрос аналогичен ответу на следующие вопросы: почему в магазине женского нижнего белья нет примерочных для мужчин? Почему в парфюмерных магазинах нет специальных пробников для тех, у кого заложен нос? Ответ: потому что в данных магазинах нет товаров для очень маленькой целевой группы. Торговые центры ориентированы, в первую очередь, на работу с визуальными качествами продукта. Скорее всего, слабовидящий человек пойдет туда с кем-то, кто поможет ему выбрать товар, а значит, поможет ориентироваться в магазинах. К тому же в магазинах ВСЕГДА есть продавцы и операторы торговых залов, которые легко могут помочь слабовидящему перемещаться в пространстве. К примеру, с каждой новой коллекцией витрины и шкафы с одеждой передвигают. Поэтому и навигацию придется каждый сезон наносить заново, а поскольку вероятность появления в магазине подходящего человека без сопровождения крайне мала, то это просто нецелесообразно.

Илья Мейтыс

руководитель архитектурного бюро «Архкон», специализирующегося на инфраструктуре для людей с инвалидностью

Доступность зданий для маломобильных групп граждан прописана законодательно в специальном своде правил. В нем есть все требования относительно безбарьерной среды (пандусы, размеры проемов, санузлы). Но в документе не регламентируется, какими именно средствами должна быть обеспечена навигация. Дается лишь приложение с примерами обустройства зданий, сооружений и их помещений.

Эти вещи в состав работ по архитектурному проекту не входят и не обязательны в проектной документации. И основная проблема, на мой взгляд, в том, что согласования и экспертизу проходит только проект, согласно которому строится здание. Это внешний его облик — фасады, и внутренняя планировка — общие пространства и торговые площади.

В пояснительной записке написано, что «для акцентирования внимания покупателей с недостатками зрения на необходимой информации следует активно использовать тактильные, световые указатели, табло и пиктограммы, а также контрастное цветовое решение элементов интерьера», а в следующем пункте: «в удобном для посетителя-инвалида по зрению месте и в доступной для него форме должна располагаться информация о расположении торговых залов и секций, об ассортименте и ценники на товары, а также средства связи с администрацией».

Навигация зачастую разрабатывается отдельным подрядчиком, который ориентируется только на пожелания заказчика и старается максимально упростить и удешевить проект. А нанесение, например, тактильных символов на навигационные знаки, существенно повышает его стоимость.

Обязать арендатора это делать никто не может.

Я считаю, что требования могли бы быть сформулированы как рекомендованные, и ТРЦ могли бы проходить добровольную сертификацию на соответствие своей внутренней среды не только «безбарьерному», но и комфортному пребыванию людей с ограниченными возможностями.

Инвалиды с точки зрения ТРЦ (да и других общественных коммерческих объектов) не являются серьезной покупательской группой, ради которой стоит делать больше, чем требуют нормативы. И проблема здесь гораздо шире рамок конкретного сегмента коммерческой недвижимости.