Мы хотим, чтобы люди с инвалидностью могли пользоваться услугами нормально.

Как любой человек.

DisQuestion

Незрячий человек может пользоваться банкоматом и системами безналичной оплаты?

Сергей Парахин

преподаватель Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих, инвалидность 1 группы по зрению

В основной своей массе у нас люди с инвалидностью ― бюджетники, а потому они являются клиентами «Сбербанка» и «ВТБ». Следует сразу отметить, что банкоматы в различных банках не сильно отличаются друг от друга ― для слепых тут всё зависит от производителя и частоты обновления программного обеспечения.

Да, сейчас уже везде есть речевое сопровождение, но оно пока не озвучивает все меню полностью.

Проанализируем «Сбербанк». Клавиатура удобна ― клавиша "5" помечена, но это позволяет лишь самостоятельно ввести пин-код. А дальше приходится прибегать к помощи консультантов. Надо признать, что в «Сбербанке» они работают хорошо, особенно в центральном офисе. Безусловно, возможность снять денежные средства должна быть обеспечена и желательно без привлечения посторонних лиц. Например, даже в «Сбербанке» при совершении нескольких операций пин-код нужно вводить несколько раз, если клиента сопровождает менеджер, ему может стать доступной конфиденциальная информация ― это значит, что человек подвергает свои деньги опасности.

Хорошо, что уже сейчас многие операции можно совершать через интернет ― оплатить коммунальные услуги, что-то еще. И банки, исходя из моего опыта, стараются сделать мобильные приложения доступными для таких клиентов, как я.
У «Сбербанка» очень хорошее мобильное приложение, доступное практически на 5 баллов. С его помощью незрячий клиент может управлять своими финансами.

Мобильное приложение «ВТБ-24» по доступности не уступает сбербанковскому, все элементы меню хорошо озвучиваются, а стало быть большинство операций можно осуществлять, не посещая банк. Из других компаний следует отметить мобильное приложение банка «Тинькофф», оно также доступно на 5 баллов.

Роман Прохоров

Председатель Ассоциации «Финансовые инновации»

Сейчас Банк России активно занимается вопросами обеспечения доступности финансовых услуг для разных категорий клиентов. И на Финополисе в сентябре прошлого года была секция, посвященная людям с инвалидностью и другим клиентам с ограничениями здоровья и передвижения. Регулятор заставляет участников рынка поворачиваться лицом к этой категории клиентов посредством своих указаний ― как должны оснащаться офисы, в каком порядке должны обслуживаться такие клиенты. Это очень положительный тренд со стороны Банка России.

И вопрос не только в пандусах. Есть, например, и требования по доступности банкоматов для лиц с ограничениями по слуху ― наличие аудиосопровождения, шрифт Брайля на клавиатуре. Эти указания уже реализовываются.

С моей точки зрения, не хватает методологической помощи, тиражирования лучших практик.